Воскресенье, 19.11.2017, 03:55

Приветствую Вас Гость | RSS

Разработчики сайта, Акбирова Ирина и Сафиуллина Рузиля, приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт - 2010"

Единственность и цена жизни человека

Животное живет непосредствеными ощущениями и не способно сознавать течение своей жизни и ее ценность. У людей в зависимости от возраста, развития и положения в социуме эта способность проявляется на основе самосознания, бывая субъективно завышенной, нормальной или заниженной. Объективная оценка человека формируется социумом в сравнении его общезначимых качеств и достижений с другими людьми - индивидуально-профессиональных и моральных, материально-политического и кое-где еще и родового положения, определяя его социальный статус. То есть оценка жизни человека - процесс субъективно сознаваемый и объективно реализуемый в социуме в зависимости от его развития и совершенства организации, обеспечивающей осуществление его членами своих возможностей, прав и обязанностей. По мере самопознания и реализации своей сущности человек способен сознавать единственность и конечность своей жизни и с помощью разума выстраивать ее в социуме и природе все более оптимально по критериям необходимости и пользы, стремясь к большей продолжительности и более высокому качеству. Как реально сознается и оценивается жизнь человека? Это происходит в сознании каждого человека через сравнение своей жизни с жизнью других людей и с идеальной жизнью и определяется возможностями разума и уровнем развития отдельного человека и его социума. Можно указать важнейшие моменты этого процесса: 1 - человек что-то может и делает лучше или хуже других; 2 - желает быть лучше и иметь больше и быть выше других и добивается этого; 3 - человеку чего-то не достает либо достается легче/труднее для нормальной жизни и он сравнивает себя с другими людьми, видя отличия в ту или иную сторону. Есть и еще один общий критерий оценки жизни людей - их отношение к опасности и смерти. Чем более совершенны люди, тем лучше и рациональнее они живут и тем выше ценят свою жизнь. От противного: чем меньше люди думают и знают о своей жизни и сущности и чем хуже ее реализуют, тем ниже ее цена и выше степень опасности для каждого их них.

В животном мире понятие цены жизни не имеет смысла потому, что сознавать смысл или оценивать жизнь способен разум, который у животного слишком слаб. Если цена жизни человека сейчас невысока, то это свидетельствует о его недостаточных разумности и несовершенстве, которые объективны и, хочется надеяться, преодолимы со временем по мере его развития. Как бы людям ни хотелось жить вечно, они умирают и это происходит по разным причинам, не всегда естественным, которые они не вполне сознают. Это очевидно связано с недостаточными развитием и разумностью людей, порождающих неадекватное восприятие смерти и принижение значения жизни и ее ценности. Можно обосновать, и это делает человековедение, что цена жизни соотносится с жизненными интересами и ценностями людей, которые производны их развитию и взаимодействию с социумом. Объективно система оценки жизни человека базируется на том, как он осуществляет познание и реализацию своей сущности и развивается, при этом показатели развития оцениваются в контексте необходимости и полезности составляющих его элементов. Небходимость, рассматриваемая как жизненная необходимость /ЖН/ и полезность, в своем высшем проявлении - высшая польза /ВП/, являются общими и важнейшими критериями, на основе которых выстраивается система оценки жизни человека. Логически она показывает насколько рационален в своем поведении человек, - чем лучше он реализует свою сущность и осуществляет ЖН, тем ближе он к своей ВП и тем объективно выше оценка его жизни. Она может быть детализирована, как и ЖН, определяемая его сущностью.

Надо ли говорить, что для повышения цены своей жизни человеку следует лучше решать задачи своего существования и прежде всего лучше обеспечивать самосохранение, поскольку жизнь - самое дорогое для него. Все ли и вполне сознают эту довольно простую истину? Вряд ли... Даже живя рядом с опасностями, люди не сознают их вполне потому, что цена жизни не велика для них настолько, чтобы заставлять думать и делать больше для самосохранения, чем, увы, это делает животное... Стало быть человек должен выше ценить свою жизнь, чтобы жить лучше и безопаснее. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, это - функция и задача его разума. Человеку рациональному, создавшему множество вещей и сложных устройств, весьма дорогих и требующих к себе внимания, стоило бы относиться к себе и своей жизни, как самому дорогому "устройству природы". Но как? Прежде всего сознавая ее единственность и неповторимость. Как-то сама собой приходит мысль о науке - человековедении, которая призвана помочь человеку увидеть себя в развитии, во времени и в пространстве, усилить и оптимизировать его неразрывную связь с другими людьми и природой. Известно, чтобы повысить цену товара, надо улучшить его качество, - важнейшим условием повышения цены жизни человека является его оптимальное развитие, предполагающее самопознание и эффективную самореализацию в непротиворечивом взаимодействии с людьми и природой. Будучи интегральным критерием оценки жизни человека, развитие протекает тем лучше, чем благоприятнее условия и рациональнее использование ресурсов, эффективнее самореализация, в том числе, самовыражение, и гармоничнее взаимодействие с окружаюшим миром. Самопознание и реализация сущности человека в индивидуальной и социальной сферах, оцениваясь в контексте развития человека и его разумности, связаны с определенным пониманием необходимости и пользы тех или иных его действий. Очевидно, возрастание цены жизни человека - есть изменение его представлений о необходимости и пользе и повышение природосообразности действий. Практически, коль скоро повышение цены жизни человека производно развитию, надо ему способствовать и это важнейшая задача человековедения. Благодаря разуму, человек стал человеком и с помощью разума он способен познавать и улучшать себя, повышая цену своей жизни!