Воскресенье, 19.11.2017, 04:02

Приветствую Вас Гость | RSS

Разработчики сайта, Акбирова Ирина и Сафиуллина Рузиля, приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт - 2010"

 

     

       Экзистенциальная психология

 

      [1] Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам

      Сартр Ж.-П.

   

 

      [2] Огромное количество психологов в качестве профессионалов никогда в действительности не видели индивидуума. Наука, утверждают они, имеет дело только с общими законами. Индивидуальность - это помеха.

      Оллпорт Г.

   

 

      [3] Цель психотерапии — сделать людей свободными

      Мэй Р.

   

 

      [4] Кризис – это актуализация экзистенциальности

      Хоменко И.

   

 

      [5] Некоторые теории основаны главным образом на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые не столько стараются сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной

      Оллпорт Г.

   

 

      [6] Истинно человеческая психотерапия должна провозглашать уникальность человечества

      Бюджентал Дж.

   

 

      [7] истинная область психологии – это и есть субъективное

      Бюджентал Дж.

   

 

      [8] Человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать

      Франкл В.

   

 

      [9] У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия

      Франкл В.

   

 

      [10] новое время к двум главным компонентам трагического миросозерцания - неустранимая противоречивость и непредсказуемость мира - прибавило третий: нашу неустранимую ответственность, понимание того, что всякое воззрение на мир есть в конечном счете еще и продукт нашей собственной воли.

      Мелихов А.

   

 

      [11] Оценка с помощью типов упрощает задачу тому, кто оценивает, поскольку она освобождает человека от ответственности за это оценочное суждение

      Франкл В.

   

 

      [12] Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей

      Адлер А.

   

 

      [13] Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня

      Сартр Ж.-П.

   

 

      [14] Человек - это не ответ. Человек - это вопрос

      Тиллих П.

   

 

      [15] Невроз - это способ избежать не-существования, избегая существования.

      Тиллих П.

   

 

      [16] Нет экзистенциальной терапии – есть экзистенциальная установка по отношению к жизни

      Мэй Р.

   

 

      [17] Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой

      Маркс К.

   

 

      [18] Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан.... Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика

      Маркс К.

   

 

      [19] Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину

      Толстой Л. Н.

   

 

      [20] Главная идея экзистенциального подхода заключается в том, чтобы дать людям возможность вновь открыть для себя свои смыслы, верования и жизненные цели. Его цель состоит в том, чтобы снова, а, может, и впервые, ощутить себя реально живущим. Это значит, прийти к осознанию самого себя, живущего среди ограничений и возможностей человеческой жизни, всем сердцем участвовать в ней, жить так, чтобы жизнь приносила наибольшее удовлетворение.

      ван Дерцен Э.

   

 

      [21] Жизнеизменяющая терапия ... в большей степени, чем большинство других подходов, требует, чтобы мы признавали субъективность клиента действительным местом приложения наших усилий

      Бюджентал Дж.

   

 

      [22] Нельзя быть экзистенциалистом и одновременно полностью чьим-то учеником

      Бюджентал Дж.

   

 

      [23] Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает.

      Бердяев Н. А.

   

 

      [24] Я обнаружил, что для психотерапии имеют особое значение четыре данности: неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни

      Ялом И.

   

 

      [25] Термин "экзистенциальный" в наши дни сомнителен и запутан и ассоциируется с движением битников как одна крайность и с эзотерическими, непереводимыми немецкими философскими концепциями как другая.

      Мэй Р.

   

 

      [26] Существует опасность "необдуманного эклектизма" при феноменологическом и экзистенциальном подходе к терапии, когда они используются без строгих клинических исследований и размышлений, которые предшествуют любой опытности. Знание техник и строгое изучение динамики должно предполагаться в обучении психотерапевтов

      Мэй Р.

   

 

      [27] единица изучения в психотерапии – не "проблема", с которой пришел пациент, например, импотенция; или поведенческий стереотип; или диагностическая категория заболевания, например, истерия или фобия и т.д. Наша единица изучения скорее – существование-двух-личностей-в-мире, в мире, представленным в данный момент комнатой терапевта

      Мэй Р.

   

 

      [28] Для меня экзистенциализм означает, по существу, акцент на понятии идентичности, самобытности и переживании себя собой как sine qua non (непременное условие) человеческой природы и любой философии и науки о человеческой природе

      Маслоу А.

   

 

      [29] Для психологов чрезвычайно важно, что экзистенциалисты могут совместить психологию с философскими основами, чего пока не удается сделать другим. Логический позитивизм был ошибкой, особенно для клинических и психологов, работающих над проблемой личности.

      Маслоу А.

   

 

      [30] От европейских авторов мы можем и должны позаимствовать серьезный акцент на том, что они называют "философской антропологией", которая является попыткой дать определение человеку, обозначить разницу между человеком и другими биологическими видами, между человеком и другими объектами, между человеком и машиной.

      Маслоу А.

   

 

      [31] Европейские феноменологи со своими мучительно аккуратными трудоемкими демонстрациями могут научить нас, что лучший способ понимания бытия другого человека, или, по крайней мере, способ, необходимый для постановки некоторых предположений, состоит в том, чтобы оказаться в его Weltanschauung (мировоззрении) и стать способным увидеть его мир его глазами

      Маслоу А.

   

 

      [32] то, что мы называем "нормальным" в психологии на самом деле является психопатологией обычного, такой недраматичной и настолько широко распространенной, что мы обычно даже не замечаем этого. Экзистенциальное изучение аутентичной личности и аутентичного бытия помогает бросить подделки, жизненные иллюзии и страхи в огонь, который помогает увидеть их как болезнь, пусть даже и широко распространенную

      Маслоу А.

   

 

      [33] В последнее время многие психиатры и психологи все больше и больше осознают, что в нашем понимании человека существуют серьезные пробелы. Для психотерапевтов, которые сталкиваются в своей работе с людьми, переживающими кризис, эти пробелы кажутся невосполнимыми. Тревогу людей, находящихся в состоянии кризиса, нельзя снять с помощью теоретической формулы.

      Мэй Р.

   

 

      [34] как мы можем знать, что видим пациента в его действительном мире, в котором он живет и работает, в уникальном конкретном мире, отличающемся от наших общих теорий? Мы никогда не сможем проникнуть в его мир, узнать его непосредственно.

      Мэй Р.

   

 

      [35] Новое понимание человека, которым мы обязаны анализу экзистенции, проведенным Хайдеггером, основывается на новой концепции, согласно которой человек больше не предстает в рамках той или иной теории, неважно, механистическая она, биологическая или психологическая...

      Бинсвангер Л.

   

 

      [36] В общих чертах экзистенциализм можно определить как стремление понять человека, не раскалывая его на субъекта и объекта. Западная мысль и наука терзались этим расколом со времен Ренессанса. Бинсвангер назвал этот раскол "раковой опухолью всей психологии... раковой опухолью доктрины о расколе мира на субъекта и объекта"

      Мэй Р.

   

 

      [37] Для всех нас одинаково верно, что невозможно выжить в одиночку. Когда придет день и мне понадобится помощь, я хочу быть готов попросить о помощи, ибо знаю, что только тот, кто готов попросить и принять помощь, имеет право помогать другим.

      Линдквист М.

   

 

      [38] Цель моей работы – увеличить для моего клиента возможность понимания его/ее собственной жизни и мира, увидеть, что есть истина в его/ее жизни, принять собственное человеческое достоинство и найти в себе отвагу изменяться в соответствии со своим путем роста.

      Линдквист М.

   

 

      [39] Сущность человека покоится в его экзистенции

      Хайдеггер М.

   

 

      [40] Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо

      Сартр Ж.-П.

   

 

      [41] ...Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты

      Бюджентал Дж.

   

 

      [42] Экзистенциальная психология не стремится основать новую школу, которая бы противостояла другим школам, или создать новую технику, противостоящую другим техникам

      Мэй Р.

   

 

      [43] Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность

      Сартр Ж.-П.

   

 

      [44] На каждом сеансе, с каждым клиентом, мы отправляется в новое странствие. Терапевт присоединяется к клиенту, отправляющемуся в путь на поиски большей реализации его или ее жизни. Истинно человеческая психотерапия должна провозглашать уникальность человечества.

      Бюджентал Дж.

   

 

      [45] Экзистенциальная терапия направлена не на личность как изолированную психическую целостность, а на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь

      Кочюнас Р.

   

 

      [46] Экзистенциальная терапия основывается на предпосылке, что независимо от видимого хаоса и абсурда, человек может найти смысл в жизни

      Кочюнас Р.

   

 

      [47] Экзистенциальную точку зрения следует отличать от экзистенциальной позиции, т.е. позиции полной вовлеченности человеческого существования в ситуацию

      Тиллих П.

   

 

      [48] Чем Dasein-анализ отличается от психоанализа? Психоанализ спрашивает "Почему?", в то время как Dasein анализ задает вопрос "А почему бы и нет?"

      Босс М.

   

 

      [49] Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидить смысл в своей жизни

      Франкл В.

   

 

      [50] Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос

      Франкл В.