Суббота, 23.09.2017, 04:54

Приветствую Вас Гость | RSS

Разработчики сайта, Акбирова Ирина и Сафиуллина Рузиля, приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт - 2010"



Искусство слушать



Тот, кто слушает только самого себя, кто ценит только собственное мнение и упивается звучанием собственного голоса, кто не придает значения существованию других
людей и использует их лишь как экран для отражения своих слов, — тот никогда не сможет ни поддержать разговор с другим человеком, ни завязать с ним простых, добрых отношений.

Надо уметь слушать. Для этого не нужно становиться молчаливым и замкнутым, а нужно активно пользоваться чудесной способностью, даруемой умением слушать, — уважать того, кто перед нами, кто ищет общения так же, как мы сами.

Уметь слушать — это искусство. Искусство быть внимательным; ценить то, что нам говорят другие, понимать, почему они говорят нам именно это; так же внимательно и ясно читать по глазам собеседника, безмолвно помогать ему жестами, выражением лица, которые свидетельствуют о нашем живом участии в диалоге.

Уметь слушать — значит уметь соотносить с чем-то свои мысли и благодаря этому проверять, насколько они весомы.

Уметь слушать — значит уметь вступать в беседу в нужный момент, не прерывая грубо собеседника и не пропуская мимо ушей его слов; отвечать на то, что он сказал, плести нить разговора разумно — так, чтобы разговор имел смысл, то есть начало, середину и завершение.

Уметь слушать — значит понимать и быть понятым.

Тот, кто способен вести разговор, искусно чередуя свои высказывания с высказываниями других, кто слушает других так же, как самого себя, и даже еще внимательнее, — тот умеет в каждую минуту жизни и в каждом уголке собирать подлинные сокровища. Умение слушать развивает наблюдательность, терпение, уважение к другим и способность мыслить.


Уметь слушать — это лучший способ научиться говорить.

Вот некоторые из  технических приемов эффективного слушания, разработанные И. Атватером.
  • Выявляй свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок.
Не слишком ли быстро ты судишь о людях? Часто ли ты перебиваешь собеседника? Знание своих привычек - это первый шаг к их совершенствованию.
  •  Не уходи от ответственности за общение.
Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременное. Умей показать собеседнику, что ты действительно слушаешь и понимаешь его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями.
  •  Будь внимательным.
Умей поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости или пристального взгляда (что подчас принимается за враждебность). Следи, чтобы твои жесты говорили о том, что ты слушаешь собеседника. Помни, что партнер хочет общаться с внимательным, живым собеседником

  • Умей сосредоточиваться на том, что говорит собеседник.
Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайся до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон). Не допускай" блуждания" мыслей.
  • Старайся понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.
Помни, что люди передают свои мысли и чувства "закодированными", в соответствии с принятыми социальными нормами.
  • Умей быть наблюдательными.
Следи за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть взаимодействия. Следить надо за выражением лица собеседника: как он смотрит на тебя, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?

  • Придерживайся одобрительной реакции по отношению к собеседнику.
Любая отрицательная реакция с твоей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.