Детство и развитие цивилизации Земли
Человек и цивилизация, как ступень общественного развития и культуры, - явления и понятия относительно определенные и взаимосвязанные. Без человека нет цивилизации и наоборот: человек - продукт цивилизации. То есть индивидуальное развитие и отношения человека с социумом определяют характер и уровень развития цивилизации как некоей совокупной характеристики деятельности людей и их сообществ. А цивилизация как хранилище накопленного и обобщенного опыта существования людей воздействует на каждого человека и определяет его принадлежность к той или иной экономико-политической и культурной среде-группе, являющейся частью-подмножеством человечества-множества. При этом и человек и его сообщество развиваются по своим и общим законам. Все вместе, называемое цивилизацией, также находится в развитии, которое имеет не только свои закономерности, уровни и характеристики, но и адекватные цели и средства их достижения. О развитии отдельного человека можно судить по его действиям, которые могут быть более или менее сообразны его возрасту, развитию и разумности. Об уровне развития социума можно судить по его организации и целям, - чем более они демократичны, тем выше развитие. Развитие и ориентация экономики, ее имущественная, распределительная и потребительная структура также являются важными показателями и характеристиками развития социума. Оценивать развитие цивилизации намного сложнее, но также возможно. Будучи выражением цельности и общезначимости интересов людей, важнейшими и существенными характеристиками цивилизации естественно являются показатели единения, общности ее стран и сообществ и их взаимодействия с природой. Надо ли говорить, что пока они далеко не оптимальны, как, впрочем, и процессы производства и использования жизненных ресурсов, и это чревато для всех людей весьма серьезными проблемами и последствиями. Кстати, наличие, структура и глубина проблем на разных уровнях существования людей является весьма существенной негативной характеристикой цивилизации. Если спуститься на уровень отдельных стран, то и здесь видны те же проблемы разобщения людей между собой и природой, несправедливость и конфликтность взаимоотношений, высокая опасность жизни и недостаточная степень реализации жизненных возможностей. Весьма показательна неравномерность развития населения Земли от еще сохранившихся первобытных племен и большого числа развивающихся до высокоразвитых стран. В результате получаем реальную картину цивилизации Земли, которая, будучи разнородной, недостаточно организованной и уравновешенной, имеет очевидно невысокий уровень развития в целом. То есть без натяжки и преувеличения можно говорить о ранней стадии или детстве земной цивилизации, которое легко связать с эгоистичным стремлением людей к удовольствиям и развлечениям и каким-то "легкомысленным" нежеланием видеть и кардинально решать весьма серьезные и нередко опасные проблемы... Однако, как бы нам ни хотелось изменить это, речь может идти только о естественном развитии и совершенствовании цивилизации, которые можно познавать и с осторожностью рационализировать, но не кардинально преобразовывать, ломая экономические и социальные устои, не считаясь ни с какими жертвами и потерями и лишая людей свободы слова и действий, как это имело место и не раз в истории человечества.