Разумен ли "человек разумный"?
Такая
постановка вопроса может показаться странной, но для этого есть немало
оснований. Прежде всего заметим, что проявление разума или разумность -
формируемое качество, которое позволяет человеку все лучше реализовать
себя /свою сущность/ и развиваться и определяет его собственно
человеческое духовное начало. Если новорожденный практически лишен
разума и его поведение определяется инстинктами, то постепенно в
зависимости от воспитания его разумность возрастает. При этом
количество и качество разума - категории относительные и потенциальные,
то есть разум может не/работать или работать лучше/хуже, если развитием
и жизненной практикой человека он не поддерживается на оптимальном
рабочем уровне. Как мышцам, необходимы некоторая норма движения, так и
для эффективного действия разума необходимы его более раннее включение
у ребенка, регулярная тренировка и совершенствование в решении все
более сложных задач! Человековедение определяет разумное, как
сообразное сущности и ЖН, поведение человека, нацеленное на достижение
ВП, а разумность - как степень сообразности поведения его сущности. Чем
лучше и системно человек познает и реализует! свою сущность, тем более
он разумен и тем большим в первом приближении является преимущество
человеческого начала над животным. Обычно в рассуждениях о человеке и
его разуме исходят из представления о некоем усредненном потенциале
разумности, одинаково понимаемого людьми без каких-либо оговорок и
безотносительно индивидуальных различий в ее уровне. Однако, при
ближайшем рассмотрении разумность, как и физиологические особенности
человека, необходимо индивидуализировать, поскольку она может иметь
существенные различия от одного человека к другому. К сожалению, пока
нет массовых и репрезентативных данных об индивидуальных различиях и
показателях разума человека, разве что методики определения IQ
позволяют в какой-то мере говорить об интеллекте.
Недостатки
разума, будь то слабый интеллект в целом или память, способность к
умозаключению и воображение, рефлексия и креативность человека могут
быть серьезным препятствием адекватного сущности поведения, вызывая его
патологию. Последнее следует рассматривать, как основание для весьма
серьезных выводов о необходимости учета и введения поправки на
разумность при взаимодействиях людей и коррекции или компенсации ее
недостаточности. Это имеет огромное практическое значение во всех
сферах жизни человека и его социума ибо неравномерность развития разума
людей делает их взаимопонимание и взаимодействие не только
неоднозначными и неэффективными, но проблемными. И подтверждением тому
- жизнь на земле с ее кризисами и несправедливостью, милитаризацией и
терроризмом, болезнями и многочисленными опасностями для людей. Для
лучшего понимания вопроса обратимся к сферам образования и медицины,
где разноразумность обучаемых и обучающего, больных и врачей вкупе с
разными способностями к передаче-восприятию информации может свести на
нет эффект обучения и лечения, и административно-правовой сфере
государства, в которой разноразумность людей приводит к неэффективности
управления и несоответствию юридических установлений среднему уровню
развития и естественной логике взаимодействия людей, с одной стороны и
неверному толкованию и исполнению указаний руководителей и законов - с
другой. Учитывая недостатки разума в методиках преподавания и обучения
и нормативных документах, важно, во-первых, считаться с этим
обстоятельством, во-вторых, в некоторых случаях вводить дополнительную
ответственность лиц, работающих с людьми, за неразумность их действий и
в-третьих, всеми способами стимулировать повышение разумности, как
необходимого условия развития человека и совершенствования всех сфер
его жизни.