Четверг, 21.11.2024, 11:22

Приветствую Вас Гость | RSS

Разработчики сайта, Акбирова Ирина и Сафиуллина Рузиля, приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт - 2010"
Разумен ли "человек разумный"?

Такая постановка вопроса может показаться странной, но для этого есть немало оснований. Прежде всего заметим, что проявление разума или разумность - формируемое качество, которое позволяет человеку все лучше реализовать себя /свою сущность/ и развиваться и определяет его собственно человеческое духовное начало. Если новорожденный практически лишен разума и его поведение определяется инстинктами, то постепенно в зависимости от воспитания его разумность возрастает. При этом количество и качество разума - категории относительные и потенциальные, то есть разум может не/работать или работать лучше/хуже, если развитием и жизненной практикой человека он не поддерживается на оптимальном рабочем уровне. Как мышцам, необходимы некоторая норма движения, так и для эффективного действия разума необходимы его более раннее включение у ребенка, регулярная тренировка и совершенствование в решении все более сложных задач! Человековедение определяет разумное, как сообразное сущности и ЖН, поведение человека, нацеленное на достижение ВП, а разумность - как степень сообразности поведения его сущности. Чем лучше и системно человек познает и реализует! свою сущность, тем более он разумен и тем большим в первом приближении является преимущество человеческого начала над животным. Обычно в рассуждениях о человеке и его разуме исходят из представления о некоем усредненном потенциале разумности, одинаково понимаемого людьми без каких-либо оговорок и безотносительно индивидуальных различий в ее уровне. Однако, при ближайшем рассмотрении разумность, как и физиологические особенности человека, необходимо индивидуализировать, поскольку она может иметь существенные различия от одного человека к другому. К сожалению, пока нет массовых и репрезентативных данных об индивидуальных различиях и показателях разума человека, разве что методики определения IQ позволяют в какой-то мере говорить об интеллекте.

 Недостатки разума, будь то слабый интеллект в целом или память, способность к умозаключению и воображение, рефлексия и креативность человека могут быть серьезным препятствием адекватного сущности поведения, вызывая его патологию. Последнее следует рассматривать, как основание для весьма серьезных выводов о необходимости учета и введения поправки на разумность при взаимодействиях людей и коррекции или компенсации ее недостаточности. Это имеет огромное практическое значение во всех сферах жизни человека и его социума ибо неравномерность развития разума людей делает их взаимопонимание и взаимодействие не только неоднозначными и неэффективными, но проблемными. И подтверждением тому - жизнь на земле с ее кризисами и несправедливостью, милитаризацией и терроризмом, болезнями и многочисленными опасностями для людей. Для лучшего понимания вопроса обратимся к сферам образования и медицины, где разноразумность обучаемых и обучающего, больных и врачей вкупе с разными способностями к передаче-восприятию информации может свести на нет эффект обучения и лечения, и административно-правовой сфере государства, в которой разноразумность людей приводит к неэффективности управления и несоответствию юридических установлений среднему уровню развития и естественной логике взаимодействия людей, с одной стороны и неверному толкованию и исполнению указаний руководителей и законов - с другой. Учитывая недостатки разума в методиках преподавания и обучения и нормативных документах, важно, во-первых, считаться с этим обстоятельством, во-вторых, в некоторых случаях вводить дополнительную ответственность лиц, работающих с людьми, за неразумность их действий и в-третьих, всеми способами стимулировать повышение разумности, как необходимого условия развития человека и совершенствования всех сфер его жизни.