Идентичность и подлинность
[1] Человек
блуждает. Человек не просто вступает на путь блужданий. Он всегда находится на
пути блужданий. Путь блужданий, которым идет человек, нельзя представить себе
как нечто, что просто сопровождает его, наподобие ямы, в которую он иногда
попадает. Путь блуждания принадлежит к внутренней структуре Dasein, в которую
вовлечен исторический человек
Хайдеггер М.
[2] Личность
есть сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой,
героическая борьба за самоопределение изнутри. Личность имеет волевое ядро, в
котором всякое движение определяется изнутри, а не извне. Личность
противоположна детерминизму.
Бердяев Н. А.
[3] Для меня
экзистенциализм означает, по существу, акцент на понятии идентичности, самобытности
и переживании себя собой как sine qua non (непременное условие) человеческой
природы и любой философии и науки о человеческой природе
Маслоу А.
[4] Загадкой
вечной буду я себе..
Шиллер Ф.
[5] Что же такое
идентичность в человеческом смысле? Среди многих подходов к этому вопросу я
хочу выделить только один - истолкование идентичности как такого переживания,
которое позволяет человеку с полным основанием сказать: я - это Я, то есть,
активный центр, организующий структуру всех видов моей реальной и потенциальной
деятельности. Подобное переживание Я существует только в состоянии спонтанной
активности: его нет в состоянии внутренней пассивности и полудрёмы, когда люди
пребывают в достаточно бодрствующем состоянии, чтобы заниматься бизнесом, но
ещё недостаточно пробудились, чтобы ощутить Я как активный центр в нас самих
Фромм Э.
[6] Понятие
целостности вбирает в себя понятие идентичности. Его можно коснуться вскользь,
потому что целостность означает просто готовность не нарушать свою идентичность
ни одним из возможных способов. Сегодня главное искушение нарушить идентичность
связано с возможностями достичь успеха в индустриальном обществе. Поскольку
жизнь в обществе склоняет человека к тому, чтобы ощущать себя вещью, чувство
идентичности - редкое явление. Но проблема усложняется тем, что наряду с
идентичностью как описанным выше осознанным феноменом есть своего рода
бессознательная идентичность. Под этим я подразумеваю то, что хотя некоторые
люди осознанно превратились в вещи, бессознательно они несут в себе чувство
самотождественности именно потому, что социальным процессам не удалось
полностью превратить их в вещи. Возможно, эти люди, поддавшиеся искушению
нарушить свою целостность, испытывают бессознательное чувство вины, в свою
очередь порождающее чувство скованности, хотя причин его они не осознают. ...до
тех пор, пока человек не полностью мёртв в психологическом смысле, он чувствует
себя виноватым за то, что живёт, не будучи целостностью
Фромм Э.
[7] Новое
отношение к жизни можно выразить конкретнее в следующих принципах: развитие
человека требует от него способности вырваться за пределы ограниченной
замкнутости собственного ego, алчности, своекорыстия, оторванности от близких,
а значит, за пределы базисного одиночества. Такое превосходство является
условием для того, чтобы открыться миру и соотнести себя с ним, стать уязвимым
и вместе с тем испытывать идентичность и целостность; условием человеческой
способности наслаждаться всем, что живо, изливать свои способности на
окружающий его мир, быть 'заинтересованным'; короче говоря, скорее быть, чем
иметь и использовать - вот следствие шага на пути к преодолению алчности и
эгомании
Фромм Э.
[8] Человек
привык себя спрашивать: кто я? Там ученый, американец, шофер, еврей,
иммигрант... А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?
Довлатов С.Д.
[9] Понять
направление, в каком вещь уже движется сама по себе — значит, увидеть ее смысл.
Во вникании в такой смысл — суть осмысления. Осмыслением подразумевается
больше, чем просто осознание чего-либо. Мы еще далеки от осмысления, пока
просто что-то сознаем. Осмысление требует большего. Оно — отданность достойному
вопрошания
Хайдеггер М.
[10] Осознавать
себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом
Бахтин М.М.
[11] Можно
сказать, что человек - это просто особое приспособление для хранения паспорта.
Паспорт закладывают ему во внутренний карман, как пакет акций в сейф, который,
сам по себе не представляя ценности, служит вместилищем для ценных предметов
Брехт Б.
[12] Задача
индивидуации заключается именно в достижении целостности, а не доброты, не
чистоты и не счастья
Холлис Дж.
[13] Человек
может выходить за собственные пределы только опираясь на собственную истинную
природу, а не на амбиции и искусственные цели
Перлз Ф.
[14] Мне стало
страшно, потому что я понял, что знакомое и близкое чужое, уже совсем чужое -
не тот старик, которого я увидел в зеркале, а я сам: я сам себе чужой
Друскин Я.С.
[15] Каждый
является каким-то видом, или индивидуумом, главное вовремя сообразить и не
ошибиться, кто ты есть. И жить по законам той разновидности зверя, который ты
есть
Летов Е.
[16] Когда нет
тождества между тем, что есть на самом деле, и тем, как это проявляется
внешне - тогда
нет и подлинности.
Дериси О.
[17] В рефлексии
я сам, рефлектирующий о себе самом, ближе всего себе. Но именно себя самого я и
теряю в рефлексии о себе самом. Кто теряет себя самого? Я сам теряю себя самого
Друскин Я.С.
[18] Я нахожу в
себе, по крайней мере, двух я. Одно я - я в невинности, до всякой рефлексии,
даже до возможности рефлексии. Но я уже не невинный, насколько помню себя, я не
невинный и свою утерянную невинность помню, как то, что забыл. Затем я нахожу в
себе себя рефлектирующего: я сам, думающий о себе самом, думающем о себе
самом... Это самообъективирование я могу продолжать как угодно далеко, но чем
дальше, тем больше удаляюсь от себя самого и в конце концов теряю себя
Друскин Я.С.
[19] Найти свою
дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит
сделаться самим собой.
Белинский В. Г.