Долг и справедливость
Осознание долга находится в тесном взаимодействии и другими компонентами морального сознания - совестью, справедливости и т.п. В этом нетрудно убедиться, обратившись уже к культуре древнего мира. И это не случайно, ибо в справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, мера распределения различных благ.
Словом, если добро, образно говоря, одно для всех, то
справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному,
задевает каждого, вызывает самые различные переживания -- от черной
зависти и негодования до самой трепетной благодарности. Иначе говоря,
сознание справедливости в отличие от сознания добра более конкретно,
увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально
более насыщено.
Наконец, нельзя не отметить, что вера в
торжество справедливости является мощным катализатором добродетельного
поведения. С утратой этой веры возможно наступление морального
нигилизма, пренебрежения к нравственным устоям общества. А это чревато
опасностью для существования государства. Поэтому оно стремится при
помощи права поддержать хотя бы низкий уровень справедливости,
формировать веру в справедливость государственных органов.
Что же такое справедливость? Какую роль она играет в
жизни человека? В чем она проявляется как добродетель?
Прежде
всего необходимо отметить, что уже древнегреческие философы подчеркивали
особую значимость справедливости в жизни человека. В сочинении Платона
"Государство" встречается мысль о том, что справедливость дороже всякого
золота и что "несправедливость -- это величайшее зло, какое только
может в себе содержать душа, а справедливость -- величайшее благо"[4].
"Только те любезны богам, которым ненавистна
несправедливость", -- утверждал Демокрит.
Сама же справедливость,
по мнению Демокрита (и не только его), есть следование природе и
исполнение своего долга. Справедливость есть благо другого, --
утверждает Сократ, главный персонаж платоновского "Государства". Добрый
человек, у которого имеется хорошее расположение духа, не будет творить
несправедливости. Более того, считал Сократ (а ранее пифагорейцы), лучше
пострадать от несправедливости, чем самому поступать несправедливо. Тем
самым он отметает рассуждения тех своих собеседников, которые считали,
будто рассуждения о справедливости и несправедливости -- это удел
слабых, а не сильных и богатых. Уже в античности отмечалось, что
справедливым может быть как отдельный человек, так и государство (и
соответственно, несправедливым).
Много внимания уделял анализу
справедливости и выдающийся мыслитель античности Аристотель. Он считал,
что справедливость может быть двух родов: справедливое от природы и
справедливое по закону, который устанавливает государство. Первое он
считает выше справедливого по закону, но свое основное внимание уделяет
гражданской справедливости.
Быть справедливым -- значит выполнять все то, что требует закон. А он требует выполнять все требования добродетелей: быть мужественным, благоразумным и т.д.
Таким образом, заключает Аристотель Аристотель. "Никомахова этика”, справедливость представляет собой самую совершенную добродетель, в ней словно соединяются все другие добродетели. Но справедливость выражается, прежде всего, в отношениях к другим людям. Поэтому исходный принцип справедливости есть принцип равенства. Несправедливость же проявляется в неравенстве, когда люди наделяют себя больше, чем других, различными хорошими вещами и др. Словом, пишет античный философ Платон. "Государство”
, "справедливость есть некая середина между
излишеством и нехваткой"[2].
Люди сами неодинаковы и действуют в
различных условиях. Поэтому чисто формальное исполнение принципа
равенства не всегда может быть справедливым. Вследствие этого Аристотель
вводит дополнительный принцип -- принцип пропорциональности: "Если
справедливое -- это равное, то пропорционально равное также будет
справедливым"[2]. Пропорциональное равенство состоит в том, что имеющий
большое имущество делает большой взнос, а имеющий малое -- малый взнос;
много потрудившийся получает больше, чем поработавший мало и т.д.
Словом, общественная жизнь держится справедливостью, и справедливое --
то же, что пропорциональное.
Природная же справедливость
(пропорциональная) состоит в том, что левая рука по справедливости
делает меньше, чем правая, ребенок -- меньше, чем взрослый и т.д.
Правда, Аристотель и другие мыслители понимали, что государственные
законы сами по себе могут быть несовершенными, несправедливыми. Но они
считали, что лучше выполнять несовершенные законы, чем жить без законов
-- в противном случае в обществе наступит хаос, анархия.
Ценно
замечание Аристотеля и по поводу того, что как справедливые, так и
несправедливые поступки совершаются осознанно и по доброй воле,
свободно. Если же индивид совершит какое-то действие по неведению
(например, думая, что убивает врага, а на самом деле убил отца), то
такого следует считать не несправедливым, а несчастным.
Отмеченные выше, как и многие другие суждения мыслителей античности,
стали отправной точкой в рассмотрении данного явления моральной жизни в
последующие века. Особенно большое внимание вопросам справедливости
уделяли идеологи буржуазных революций, на знамени которых было написано:
"Свобода, равенство, братство" Кон И.С, Словарь по этике.
Правда, стоит отметить, что справедливость понималась порой слишком
расширительно. Так, К.А. Гельвеций Гельвецкий К.А. Сочинения
писал: "Справедливость -- это соответствие
действий частных лиц общественному благу"[3]. Конечно, справедливый
человек обязан учитывать интересы общества. Но справедливость
предполагает и ответственность общества перед личностью, которая также
имеет право оценить общественные порядки в определенных ситуациях как
несправедливые.
Иначе говоря, справедливость есть мера
соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в
общественном мнении. Недаром справедливость часто сопоставляют с
объективностью, т.е. такой оценкой различных действий, отношений,
распределений, при которой не выпячивается, абсолютизируется чей-либо
интерес (другого частного лица, социальной группы и т.д.).
Принцип справедливости требует, чтобы мы относились к
другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим.
Формирование современного понимания справедливости
является итогом многовековых исканий, чаяний человечества. Уже в
первобытном обществе проблема справедливости вставала при распределении
добычи, урожая или же в случае нарушения отдельным индивидом устоявшихся
правил общежития (воздаяние). Сознание справедливости включает в себя
как чувство справедливости, так и определенное знание о должном, о
справедливом. Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-186О)
полагал, что чувство справедливости генетически восходит к чувству
сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает нас от
нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия. Чувство
справедливости психологически опирается на чувство жалости. Жалость есть
признание за другими права на существование и благополучие. В жалости
человек ставит себя на место другого и признает однородность с собою.
Это уравнение в чувстве жалости возводится разумом на степень ясной
мысли.
Конечно, имеются и другие факторы (в том числе и
социальные), которые определяют формирование сознания справедливости.
Элементарное понимание того обстоятельства, что дурные, несправедливые
действия весьма скоро больно отзовутся ("Как аукнется, так и
откликнется").
В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что вера
в
торжество справедливости является важным моментом нравственной
жизни человека.