Сиюминутное и вечное
Кажется, так естественно, проснувшись утром, думать о хлебе насущном и заботах предстоящего дня, потом делать что-то для того, чтобы положить на хлеб завтра, а вечером отдыхать после трудов праведных и набираться сил для следующего дня, и так дни складываются в недели, недели в месяцы, месяцы в годы, а годы в жизнь... Мало - кто, живо откликаясь на злобу дня, задумывается о своей жизни в целом, редко - кто анализирует большие ее периоды, многие люди живут короткими циклами, например, от зарплаты до зарплаты, и далеко не все, живя в отсеке сегодняшнего дня, как писал Д. Карнеги, сознают вполне, насколько то, что они делают, хорошо для них, и хотели бы удлинить цикл своей жизни. Мысли о вечном и основах бытия как-то не вяжутся со всем строем этой жизни и лишь иногда возникают в сознании некоторых людей в минуты раздумий, под воздействием хороших музыки, книги или фильма... А ведь, не зная законов общего - логики жизни, себя и мира вокруг или, иначе говоря, не имея цели, не зная маршрута и карты, нельзя оптимально выстроить свой путь и прожить жизнь счастливо и долго. И, тем не менее, большинство людей живут именно так и их целью являются насущные потребности и связанные с ними желания и их важнейшие ориентиры - удовлетворение этих потребностей и исполнение желаний, как минимум не хуже других... Но зачем подниматься над насущным, повседневным? Может быть затем, чтобы видя дальше-вперед, лучше жить в настоящем. Подняться, чтобы выбрать лучшую дорогу и обойти препятствия, чтобы подумать, хорошо ли ты живешь и действуешь и нет ли лучшего пути? Но, чтобы так делать, надо иметь разум, с помощью которого можно знать, что для тебя хорошо и плохо, что необходимо делать, чтобы было лучше. А это весьма непросто потому, что человек является частью социума и природы и чтобы ему было хорошо, он должен соотносить все, что ни делает с окружающим миром. Самое сложное в этом - даже не преодолевать, а анализировать свои желания и, выбирая жизненно необходимые, подниматься над суетой и действовать с возможно большей пользой для себя, в то время, когда вокруг столько проблем и этому людей никто не учит... Более того, жизненные ценности и ориентиры ведут людей туда, где царит культ индивидуального потребления, накопления и превосходства, порождающий разобщение людей между собой и природой, лишающий их позитивных перспектив и отторгающий от разумного, доброго, вечного...
Есть ли какой-либо выход из этого порочного круга? Есть, только это - не счастливый билет или некое таинство посвящения в счастливчики, какое-то магическое действие или философский камень, волшебное слово или чудодейственный обряд, а последовательное самопознание и все более природосообразное - разумное поведение человека и его социума! Человек способен жить не бездумно, как животное, насущными потребностями, а познавать и сознавать себя и свои потребности в контексте взаимодействий с людьми и природой и рационализировать их для своей пользы. Но люди не рождаются, а становятся разумными, при этом далеко не все из них в достаточной степени, и лишь единицы способны своим разумом подниматься над сиюминутным, чтобы, соединившись с миром и вечностью, увидеть контуры лучшей жизни и пути к ней... Очень многое в жизни людей зависит от воспитания и воспитателей и того, что они вложили в сознание детей, как и той педагогической основы, на которой строилось их развитие и образование. К сожалению, теперь процесс воспитания и образования отнюдь не способствует эффективному развитию человека и его разума, ориентируя детей на накопление знаний и действия в русле господствующих жизненных ценностей, а не на самопознание и эффективную самореализацию. В результате знания для людей стали важнее самой жизни и в ней доминируют средства массового уничтожения, а не развития и совершенствования... Неразумность происходящего и торжество выгодно-сиюминутного, длящегося уже целую вечность, породила не только естественное ожидание апокалипсиса, но и его вероятность, возрастающую с ухудшением экологической ситуации в мире и финансово-экономическими проблемами. Впрочем, лишь немногие сознают небезопасность происходящего и необходимость перемен прежде всего в воспитании и образовании людей, не говоря уже о науке - человековедении, с помощью которой это можно будет сознавать и делать эффективно, соприкасаясь с вечностью!